2023

Родительское собрание в старшей группе «Авторитет родителей. Поощрение и наказание»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива.

3. Обсудить все вопросы по подготовке к празднованию Новогоднего праздника.

4. Помочь родителям создать атмосферу праздника в группе, интересно провести новогодние каникулы.

5. Пожарная безопасность во время новогодних праздников.

6. Подведение итогов совместной деятельности педагогов и родителей.

 

План собрания:

1.         Вступительное слово воспитателя.

2.         Консультация по теме собрания «Авторитет родителей. Поощрение и наказание».

3.         Сообщение для родителей «Как подготовиться к новогоднему утреннику».

4.         Советы для родителей Как провести время в каникулы.

5.         Инструктаж Пожарная безопасность во время проведения Нового года.

 

Ход собрания:

1. Здравствуйте, уважаемые родители! Очередное наше родительское собрание пройдёт в дистанционной форме.

2. Тема нашего собрания посвящена такой важной стороне воспитания как авторитет родителей, авторитет взрослого. Авторитет - это влияние взрослого на ребенка, его значимость в детской жизни. Воспитывать ребенка, помогать ему без такого влияния просто невозможно. Однако нельзя смешивать понятия «авторитарность» и «авторитет». Авторитарность - это прямое давление на ребенка, подавление его личности, а быть авторитетным родителем - значит привлекать ребенка силой своей личности, своей эрудицией, интересами. И тогда ребенок не чувствует давления, а испытывает уважение, доверие, чувство уверенности и защищенности.

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах — он воплощение силы, умелости. Это создает у некоторых родителей впечатление, что можно не прилагать особых усилий для поддержания своего авторитета. Но уже в дошкольном возрасте способен отличать авторитет «ложный», основанный лишь на физическом превосходстве и направленный лишь на достижение любой ценой определенного результата и беспрекословное выполнение требований ребенком, от авторитета «подлинного», основанного на привязанности и уважении.

Многие родители, понимая это, стараются укрепить свой авторитет, не разрушать его недостойным поведением, являясь примером для своего ребенка и в нравственном, и в интеллектуальном, и в культурном плане, проявляя прежде всего свою любовь, заботу и понимание. Особенно важным является поддержание авторитета каждого взрослого члена семьи. Между тем часто можно столкнуться с ситуациями, когда взрослые на глазах у ребенка устраивают ссоры, выясняют отношения, даже оскорбляют друг друга, забывая о том, что завоевать авторитет трудно, а потерять в таких конфликтах очень легко.

Особое внимание необходимо уделять авторитету отца в семье. По многочисленным опросам на такие вопросы как: «С кого бы ты хотел брать пример?», «С кем бы ты поделился своей тайной?», многие дети ставят отца на третье, четвертое место. В тоже время не только мать, но и бабушки, дедушки, братья, сверстники оцениваются как авторитеты выше, чем отец. Если девочки способны ориентироваться и на отца, не имеющего высокого авторитета, если он ласков и добр, то для мальчиков это имеет первостепенное значение. Ведь в такой ситуации они воспринимают роль мужчины как второстепенную, малозначимую, и переносят это в свою будущую семейную жизнь. Также ребенок может искать более значимые мужские идеалы среди ближайшего окружения, киногероев, которые не всегда могут быть примерами достойным для подражания, и неизвестно, куда заведут его эти поиски.

Основными методами воздействия на ребенка являются поощрения и наказания. Часто родители даже не представляют, за что же можно похвалить ребенка, а некоторые считают, что благодарность должна быть направлена лишь от детей к родителям. Когда ребенок еще маленький, он получает большую положительную поддержку от матери и других членов семьи. Но вот ребенок подрастает, и вдруг взрослые начинают считать, что ребенка не стоит хвалить, а наиболее эффективными являются замечания, запреты, наказания. Между тем именно похвала, ласка поддерживают ребенка, укрепляют его уверенность в своих силах и стремление добиваться все лучших результатов.

Хвалить ребенка нужно за проявление доброты к другим членам семьи, к окружающим людям, за поведение, вызывающее одобрение со стороны окружающих. Но не стоит чрезмерно захваливать ребенка, идти у него на поводу. Таким детям часто бывает трудно вне рамок семьи. Как правило, поощрения, похвала происходят по логике, т. е. если ребенок хорошо себя вел, он получает игрушку или угощение, если хорошо учиться - получает подарок. Постепенно такая ситуация превращается не в поощрение, а в своеобразный подкуп. Ребенок теряет смысл выполняемого задания, работа становится для него тяжелой обязанностью, а руководит ребенком лишь желание получить поощрение.

Необходимо учитывать особенности каждого ребенка. Есть дети, уверенные в себе, которым многое дается легко. Таких детей не стоит хвалить постоянно. Им надо предлагать более сложные задания, поощрять лишь за действительно хорошо выполненную работу. Другие дети очень аккуратные, старательные, ответственные. Они, как правило, стараются очень хорошо выполнить порученное дело, предъявляют к себе высокие требования. Таких детей нужно поощрять, отмечать их работу, старание, с которым они выполняли предложенное задание. Есть дети очень неуверенные в своих силах. Они стараются остаться в сторонке, не берутся за предлагаемые дела, опасаясь, что не справятся с заданием. Такие дети нуждаются в особой поддержке. Поэтому похвала для них просто необходима. Их нужно хвалить, даже если что-то не получилось, уже за одно старание, за приложенные усилия.

Конечно, мы стремимся, чтобы воспитательный процесс без каких-либо крайних мер, с помощью поощрений. Однако приходится прибегать и к такой форме воспитания как наказания. Формы наказания также могут быть различными. Наиболее распространенной формой наказания до сих пор является физическое наказание.

Многие родители считают, что это не такое уж и зло. Конечно, с помощью физического воздействия можно оказать влияние на кого угодно. Это почти всегда дает необходимый эффект, позволяет достичь определенного результата. Однако это эффект со знаком минус. Ведь изменения в поведении ребенка происходят лишь в присутствии взрослого. Ведь ребенок так в не понял в чем он не прав, почему так поступать нельзя. Ребенок просто подчиняется, приспосабливается и просит прощения за свое поведение не осознанно, а под воздействием чувства страха перед наказанием. Кроме того, постоянные физические наказания могут сломить волю ребенка, сделать из него подчиненную личность. не способную выбирать самостоятельную позицию. Такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, не умеют противостоять чужому влиянию.

Поэтому стоит использовать более приемлемые и эффективные формы наказаний. Например, запреты, дети любознательны, активны, но в силу своего возраста не всегда могут предусмотреть последствия своих действий. Запрет- это как бы предупреждение, опережающее неправильный поступок, высказанное в словесной форме. Не следует выполнять все капризы ребенка, идти у него на поводу. Но при этом надо четко объяснять, почему поступать надо именно так, почему в данный момент вы не можете выполнить его просьбу. Сам запрет должен быть высказан четко и коротко. Однако большое количество запретов может вызвать обратную реакцию и спровоцировать ребенка на опробирование неверных способов поведения. Часто можно слышать жалобы «Если я говорю ребенку, что так поступать нельзя, он тут же это выполняет». В таких ситуациях нужно обратить внимание на то, сколько из того, что вы требуете действительно необходимо выполнять, выполняете ли вы сами требования, предъявляемые к ребенку, или игнорируете их. Кроме того, должно быть единство требований к ребенку со стороны каждого члена семьи.

Еще одна форма наказания - лишение любви. Это не значит, что ребенка игнорируют, не любят. Просто несколько изменяется стиль отношений. С ребенком разговаривают более холодно, отстранено. Он как бы теряет привычную долю внимания, но забота о нем остается. Такое наказание будет эффективным, если между родителями и детьми существуют близкие доверительные отношения. Особое внимание следует обратить на то, чтобы ребенок при этом не чувствовал, что его разлюбили. Особенно, если ребенок маленького возраста.

Довольно эффективным методом наказания является наказание с естественными последствиями. Он заключается в том, что ребенка в чем-то ограничивают, чего-то лишают. Например, если ребенок поступает неправильно. Или в более старшем возрасте получил плохую отметку - пусть он уделит этому предмету больше внимания или выполнит задание еще раз, так как это следует. Но нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еда, прогулка, общение с друзьями. Ведь лишение, например прогулки не будет восприниматься ребенком как справедливая мера. А усиление контроля не вызовет протеста и обиды. Конечно, никакие книги не научат, как нужно поступать в каждом конкретном случае. Поэтому нужно стараться понимать своего ребенка, помнить о том, что родители- это главный пример для подражания, а хорошее воспитание возможно лишь в условиях хороших отношений.

3. Как подготовиться к новогоднему утреннику.

Новогодний утренник – это очень волнительное и важное событие в жизни каждого ребенка. Он долго готовиться, разучивает стихи, песни, примеряет карнавальный костюм и т. д.

Мы с детьми учим песни, танцы, помогаем в разучивании стихов.

Постарайтесь спланировать свое рабочее время так, чтобы попасть на праздник. Пропускать такое событие не стоит, тем более у нас старшая группа. Детям очень приятно видеть своих близких на утреннике. Тем более если пообещали, но не пришли, боль и обида останется у ребенка на долго. Представьте, как все дети фотографируются после праздника с родителями, а ваш стоит и смотрит на это со стороны.

На праздник ни в коем случае нельзя опаздывать.

После утренника, так как он пройдет утром, у некоторых родителей не будет возможности забрать ребенка из сада сразу после праздника. Об этом необходимо сказать ребенку заранее, чтоб он был готов к этому. Что кого-то заберут, а он останется до конца дня. Дети очень тяжело переживают эти моменты, обижаются на родителей, могут обиду переносить на своих одногруппников.

 

4. Как провести время в каникулы.

Уважаемые родители скоро новогодний праздник. Не забывайте – это не только отдых от работы, праздничная суета – это еще предвкушение «сказочного волшебства» для ваших детей. Это еще один повод побыть рядом со своим ребенком, уделить ему внимание, подарить свою любовь и ласку.

Мы предлагаем вам с пользой провести это время:

1. Выберите и нарядите елку всей семьей

Украшение новогодней ели может стать одним из самых приятных моментов, если в этом будет принимать участие каждый член семьи. Родители могут установить ель и развесить гирлянды, а дети украсят дерево праздничными шарами и мишурой. Некоторые игрушки можно сделать своими руками - от этого украшенное дерево станет еще милее и наряднее. Приложив к этому чуточку своих стараний, каждый испытает гордость за то, что сделал свой дом немного праздничнее.

2. Пригласите гостей, сходите в гости сами

Пообщаться и приятно провести времени сможете и вы, и ваши дети, ведь у ваших знакомых наверняка тоже есть ребенок.

3. Играйте всей семьей

Игры возле елки придадут новогоднему празднику необычный оттенок, повеселят детей, создадут у них праздничное настроение. Предлагаем вашему вниманию следующие игры.

Игра «Назови, что изменилось».

Эта игра для развития памяти и внимания. Участникам предлагается в течении минуты рассмотреть игрушки и запомнить их (количество игрушек берется в зависимости от возраста детей). Затем ребятам предлагается выйти из комнаты или закрыть глаза, в это время несколько игрушек можно переставить местами, убрать или добавить другие. После этого дети называют, что изменилось в ряду игрушек.

Игра «Какой, какая, какое, какие?»

Взрослый предлагает детям любой новогодний предмет (шар, снежинку, елочку и т. д.). Выигрывает тот, кто назовет больше слов признаков к предложенному предмету. Например: елочка – высокая, колючая, нарядная, красивая, зеленая, пахучая и т. д.

Шахматы, шашки, «Твистер»… все, на что не хватало времени в рабочие будни. Такое времяпрепровождение очень сближает, делает вас настоящим другом для ваших детей.

Игры во дворе.

Во дворе можно затеять немало игр, особенно подвижных: «Два Мороза», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Водяной». Особенно детям нравятся игры нашего детства, поэтому вспомните свои любимые игры и научите в них играть своих детей. Все эти игры будут полезными для физического развития детей.

Зимние выходные — это отличный повод укрепить семейные отношения, стать для своей второй половинки и детей не постоянно на что-то указывающим и требующим наставником, а другом.

Получите настоящее удовольствие от отдыха в кругу семьи и вспоминайте эти прекрасные мгновения в Новом Году!

 

5. Пожарная безопасность во время проведения Нового года

Встреча Нового года всегда сопровождается веселым и приподнятым настроением. Но праздник может смениться трагедией. Анализируя противопожарную обстановку на территории России в период проведения новогодних мероприятий, Государственная противопожарная служба отмечает увеличение количества пожаров, по так называемым «новогодним причинам».

Покупая искусственную ель, убедитесь в том, что он огнестойкий. Об этом должно быть написано в прилагаемой документации. Живая ёлка должна быть свежей. Хвоя свежего дерева зелёная, не осыпается и не ломается. Ствол ели на срезе липкий, из него выделяется смола. Если слегка стукнуть стволом по земле, осыпаться должно не слишком много иголок. Устанавливайте новогоднюю ёлку вдали от радиаторов отопления, каминов и электрических обогревателей. Ель не должна мешать ходить и не должна закрывать проходы.

Перед тем, как вешать на елку, проверьте гирлянды, даже если вы только что их купили. Удостоверьтесь в том, что все лампочки горят, а провода и патроны не повреждены. Никогда не используйте электрические гирлянды на металлических елках. Такое дерево может зарядиться от неисправных лампочек. И если кто-то дотронется до него, получит электрический разряд. Если вы хотите использовать гирлянды на улице, например, для украшения окон и дверей, покупайте изделия, имеющие соответственную сертификацию. Выключайте все гирлянды, когда ложитесь спать или выходите из дома. В ваше отсутствие может произойти короткое замыкание, которое станет причиной пожара.

Все елочные украшения должны быть сделаны из негорючих или огнестойких материалов. Выбирайте мишуру и елочные игрушки из пластика или металла. Никогда не украшайте елку свечами. Всегда используйте огнестойкие подсвечники, и ставьте свечи в таких местах, откуда их не скинут.

Родительское собрание в старшей группе.pdf (Скачать) (Посмотреть)