2020

Индивидуальный план по самообразованию

Индивидуальный план самообразования

на 2017-2018 учебный год

Ф.И.О. Бийтулаева Эльзара Юсуповна

Учреждение: МБДОУ «Улыбка»

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 6 лет

Стаж работы в дошкольном учреждении: 2 года

Тема самообразования: «Дидактическая игра в обучении младших дошкольников основам математики»

 Актуальность темы

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания, а так же это способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Играя ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх.

Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, то это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. В процессе игры ребенок  многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Из этого следует, что роль дидактических игр в умственном развитии детей несомненна. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы. Задачи дидактических игр разнообразны. Познавательный материал, с которым дети знакомятся  на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия.

 

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами

Игры-путешествие во времени

Игры на ориентирование в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

  

К играм с цифрами и числами относят такие игры как «Путаница», «Какой цифры не стало?», « Что изменилось?», « Исправь ошибку». Эти игры помогают детям освоить прямой и обратный счет, способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. 

 Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. А также игры-путешествия помогут расширить представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь); объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. 

Игры на ориентировку в пространстве: «Расскажи про узор», «Путешествие по комнате», «Найди свой домик», «Найди игрушку».  С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под, вверх, вниз; обозначают словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь и т.д.).

Благодаря играм с геометрическими фигурами такими как «Найди пару», «Что изменилось?», дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают  классификацию по разным признакам предмета.

С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются  мыслить самостоятельно.

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. 

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры.

 ЦЕЛЬ: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Обучение детей основам математики через дидактическую игру, развитие их интеллектуальных способностей.

 ЗАДАЧИ:

Повысить собственный уровень знаний по теме

Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий.

Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, назначение, количество, уменьшение или увеличение с практической, игровой целью.

Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Организовать разнообразную, интересную деятельность направленную на сенсорное развитие детей.

 

ПЛАН:

Изучение специальной литературы по теме.

Проведение диагностики.

Использование дидактических игр с математическим содержанием.

План работы на год по данной теме

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь- май

Изучение методической литературы

Анализ изученной литературы

Работа с детьми

Сентябрь- май

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулке

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе, на прогулках

Сентябрь- май

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности

Математика в продуктивной деятельности

Работа с родителями

Октябрь

Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников»

Родительский уголок

Декабрь

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математике

Создание уголка «Занимательная математика»

Февраль

Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас»

Папка- передвижка

Самореализация

Ноябрь

Составление картотеки игр по развитию математических представлений

Использование игр   в игровой деятельности с детьми

Январь

Консультация для педагогов «Математика- Царица наук»

 

Май

Отчёт по теме самообразования

Выступление на итоговом педсовете

    

Использованная литература:

 
  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984

3.Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы: Число, величина, форма, пространство и время / Ф.Н. Блехер. – М.: Учпедгиз, 1980.

4.Интернет ресурсы. Изучение информационных ресурсов

 

Индивидуальный план самообразования

на 2016-2017 учебный год

 Тема самообразования: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

 Условия возникновения темы

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, ФГОС , накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

 Актуальность

В настоящее время произошли  кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства,  наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности  инициативные, способные нестандартно  мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей  потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Важную роль в  их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение  в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Что развивается в процессе продуктивной деятельности?

Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей .

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

 Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

 В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

Виды продуктивной деятельности:

Рисование
В традиционной технике – гуашью, акварелью, цветными карандашами, восковыми мелками, мелом и т.д.
В нетрадиционной технике – кляксография, тычкование, оттиск, монотопия, рисование с помощью свечки, щётки, целофана, мятой бумаги и т.д.

Лепка
из пластилина, из глины, из солёного теста.

Аппликация
Из бумаги, ткани, ниток, ваты, опилок, тополиного пуха, соломы, из журнальных вырезок, из «обточки» карандашей, из природного материала, из макаронных изделий, из крупы.

Конструирование
из природного материала, наборов конструкторов, из бросового материала, из бумаги «бумагопластика», из подручного материала.

 Ведущая педагогическая идея опыта

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей,  именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, инициативности , а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

 Цель моей педагогической деятельности по теме самообразования

-создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

 Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний по теме путём посещения занятий педагогов.
  2. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
  3. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста на начало и конец учебного года.
  4. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
  5. Разработать перспективный план работы с детьми.
  6. Создать учебную программу.
  7. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого- педагогическую компетентность в области детского художественного творчества. Подготовить цикл консультаций для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей. Провести мастер-класс.
  8. Провести мастер-класс для педагогов, подготовить консультации по теме самообразования.
  9. Анализ результатов педагогической деятельности.

 Этапы работы по теме

  1. Подготовительный этап:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей младших дошкольников.

Организация и пополнение развивающей среды.

Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.

Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников.

Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.

  1. Основной этап:

Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность ).

Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III. Заключительный этап:

Диагностика, оформление и анализ результатов.

Подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

 Система работы по развитию творческих способностей дошкольников

Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная детская деятельность.

Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар- практикум; круглый стол и т.п.

Взаимодействие с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей.

Ожидаемые результаты работы по теме:

1.Повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

2.Удовлетворенность работой;

3.Систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности.

 

 Список используемой литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет. -

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

  1. Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  2. И.А. Лыкова. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 в изобразительной деятельности. -М.: ИД «Цветной мир», 2016.
  3. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа: учебно-методическое пособие. -М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.