-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
« Рассказывайте детям народные сказки»
Старший воспитатель
МДОУ – детского сада №35 «Вырастайка»:
Ребенок впервые знакомится с искусством слова, слушая народную песенку, сказку. В каждой семье, в детских садах народная сказка живет и радует детей.
Произведения устного народного творчества, не утратили силы воздействия на ребенка и в наши дни. Дети любят сказки, охотно их слушают, легко запоминают.
Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех народных сказках повторяются одни и те слова и обороты. Сказки прочно вошли в детский быт. По-своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.
Но не только для забавы создавались сказки. Народ верил в силу художественного слова и пользовался им в целях воспитания, В содержание народных сказок вложены глубокие нравственные идеи. Слушая и узнавая сказку, ребенок приобщается к моральной культуре народа.
Народное творчество никогда не было безыдейным, сказка вставала на защиту бесправного, обездоленного. Труд глубоко уважаем, показан как основа жизни.
Положительный герой трудолюбив и исполнителен, за это он щедро награждается. Действие многих сказок развертывается на фоне трудовой жизни.. А в маленькой сказке «Репка» наглядно видна идея взаимной помощи в труде.
Просто и убедительно показывает сказка торжество правды над ложью, добра над злом, победу справедливости. Такие сказки, как «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», говорят ребенку о настоящей дружбе, помощи товарищу в беде.
Сказка учит ребенка достигать намеченной цели, уметь преодолевать препятствия. В сказке «Гуси-лебеди» девочка не уберегла маленького братца: его унесли гуси-лебеди. Она, сознавая свою вину, до прихода родителей разыскала братца и, преодолев сложные препятствия, принесла его домой. В сказке «Петушок и бобовое зернышко» курочка сумела вовремя- достать петушку масла, чтобы проскочило бобовое зернышко, которым он подавился. Подобных примеров в сказках достаточно.
Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами свойственными человеку: они умеют говорить, думать. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы фантазирования.
В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы. Он видит и чистое поле, и белую березоньку, и быструю речку с крутым бережком. Рисует она и зимний морозный вечер на речке, и сад, где растет чудесная яблонька: «Яблочки висят на ней наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные». Подобные картины, окрашенные в эмоциональные тона способствуют воспитанию любви к родному краю, к Родине.
Глубокие моральные проблемы в сказке понятны и близки маленькому ребенку. Содержание сказок увлекательно, сюжеты их разнообразны. Много создано и волшебных сказок. Действующие лица сказки — родные, близкие люди: мать, отец, дедушка, бабушка, сам ребенок, его братья, сестры. Люди, создавшие сказку, умели выбрать из жизни конкретный случай, интересный и доступный пониманию ребенка. Девочка заблудилась в лесу и попала в избушку к медведю; Иванушка, не послушав сестру, выпил воды из козьего копытца и сделался козленочком; румяный сдобный Колобок сбежал от дедушки, бабушки, от зайца, волка и медведя.
Внимание ребенка в сказке сосредоточено на основном развитии сюжета: слушая сказку, он не отвлекается от главного, переживает вместе с героями все события и сам как бы становится их участником.
В сказке много необычайного, чудесного. В ней, как в игре, все возможно. Действительность переплетается с чудесным вымыслом, с фантазией. Это переплетение — ее отличительное свойство. Особенно много вымысла в волшебной сказке. В ней преобладает фантазия, много чудес, превращений. Мальчик становится козленком («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), царевна превращается в лягушку («Царевна-лягушка»). Поражают воображение ребенка и волшебные образы: Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудо-конь Сивка-бурка; волшебные предметы: ковер-самолет, избушка на курьих ножках, волшебная яблонька.
В народной сказке живут и действуют положительные герои, которым так сочувствуют дети. Герой сказки трудолюбив, справедлив и отважен. Он защищает слабого, преодолевает препятствия, достигает намеченной цели. Героем может быть не только Иван-царевич, но и Иванушка-дурачок, и маленькая девочка, и петух, который «хоть мал, да удал», сумел выгнать лису-обидчицу из зайкиной избушки. Сказка всегда на стороне доброго героя. В трудную минуту на помощь ему приходят звери, волшебные существа и предметы. Есть в сказке и отрицательные персонажи. Обман,ложь, жестокость – их характерные черты.
Отрицательные персонажи сказки ярче оттеняют качества добрых героев, вызывают конфликт, помогают развитию действия сказки. В развивающемся конфликте всегда побеждает положительный герой, а злой наказывается.
Сказка как один из видов народного искусства привлекает внимание ребенка и художественной формой. Ее жизнерадостному, бодрому содержанию свойственна динамичность развития действия, быстрая смена картин, определенность конца. А все это соответствует восприятию маленького ребенка.
Язык народной сказки меток, выразителен и в то же время прост. Художественные образы, характеры героев нарисованы столь ярко, что ребенок как бы видит их перед собой. Так, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» образы трех дочерей хозяйки противопоставлены Крошечке-Хаврошечке: «Они только и знали, что у ворот сидели, да на улицу глядели, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала».
Сказка дает героям меткие прозвища: лисичка-сестричка, мышка-норушка, лягушка-квакушка, муха-горюха. Форма этих определений продиктована зрительными и слуховыми впечатлениями, наблюдениями за жизнью животных.
Слово-прозвище часто подкрепляется звукоподражанием. Петух в сказке поет голосисто: «Ку-ка-ре-ку!», собака лает, лягушка квакает, корова мычит.
Органически вплетается в сказку песенка, которая часто является условным знаком: коза поет козлятам песенку, чтобы они открыли ей дверь. Иногда песенка входит в диалог. Такова песенка колобка в ответ на слова встреченных зверей: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Песенки украшают сказку и в то же время передают настроение героя. Так, колобок поет веселую хвастливую песенку, а козленок вызывает Аленушку печальной песенкой-жалобой.
Читать ли детям сказку или рассказывать ее? Этому вопросу взрослые часто не придают значение. Однако народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родилась сказка, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. И в этом есть большой смысл. Ведь обычно рассказчик говорит от себя, как свидетель событий, происходящих в сказке, даже как их участник. Когда же сказка читается, то читающий как бы теряет непосредственную связь со слушателями. Это и понятно: между ними и детьми стоит текст, в который читающий должен заглядывать. Рассказывание сказок является, конечно, большим искусством. В какой-то мере этим искусством может овладеть каждый.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Педагоги и родители широко должны пользоваться сказкой в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.
Литература:
- «Художественное воспитание в детском саду» Н. П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А.Езикеева, Н.С.Карпинская.
- «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова,
- «Ты детям сказку расскажи» З.А.Грищенко
Токарева В.В.
Поделиться в социальных сетях: